МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ СУБЪЕКТИВНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СИТУАЦИИ ВЫБОРА В УСЛОВИЯХ НЕПОЛНОГО И НЕДОСТОВЕРНОГО ЗНАНИЯ
Виноградов Геннадий Павлович (Д.т.н., профессор, wgp272ng@mail.ru)
Тверской государственный технический университет 170023, Тверь, ул. Маршала Конева, 12, Россия
Актуальность. Формальная теория выбора развивалась путем абстрагирования от субъективных факторов. Это привело к созданию нормативной теории принятия решений «идеальным» субъектом, но логика развития проблемы выбора привела к необходимости изучения, как и почему в реальных условиях происходит «отход» субъекта от нормативной рациональности. Цель работы – показать, что закономерности отхода субъекта от «идеального» рационального выбора к субъективно рациональному связаны с особенностями идентификации и понимания состояния внешнего окружения и свойств своих интересов. Внешние факторы связаны с обязательствами, которые принимает на себя агент. Внутренние факторы отражают интересы субъекта, индуцируемые его потребностями и этической системой, которой он придерживается. Методы. В работе использованы методы теории рефлексивных игр и теории информационного управления системами, обладающими волей и интеллектом. Полученные результаты. работы состоит в доказательстве, что выбор субъектом осуществляется на основе представлений о ситуации выбора, которые отражают различные аспекты понимания субъектом ее свойств и они образуют информационную структуру представлений, как множество возможных вариантов представлений. Оценки удовлетворенности текущей ситуацией выбора субъектом приводят к изменению структуры интересов субъекта, и он может ее выбирать. Показано, что субъект при принятии решений использует три множества альтернатив: управляющие, структурные и идентификации. Это предполагает включение в модель принятия решений трех виртуальных сторон, осуществляющих выбор соответствующих альтернатив. Правила выбора таких альтернатив в зависимости от понимания субъектом обстановки и структуры своих интересов формируются путем нахождения компромисса и проблема моделирования выбора приобретает игровое содержание.
рефлексивное управление, принятие решений, модель, принятие решений, компромисс.