О моделировании железнодорожных узлов на основе теории массового обслуживания
Жарков Максим Леонидович, Супруновский Антон Викторович
Институт динамики систем и теории управления имени В.М. Матросова СО РАН, Иркутский государственный университет путей сообщения,
В работе предложена методика математического моделирования движения поездов по железнодорожным узлам, основанная на применении сетей массового обслуживания специального вида. Моделирование железнодорожных узлов является актуальной задачей из-за их важности для обеспечения грузо- и пассажироперевозок, а также межрегионального экономического взаимодействия. Применение сетей массового обслуживания позволяет учесть влияние случайных факторов на работу узлов и отобразить в модели структурные особенности конкретного объекта. Для апробации методики выбран один из крупнейших узлов Транссибирской магистрали. В статье построена модель его работы в виде сети массового обслуживания с двумя входящими потоками заявок, выполнено ее численное исследование, по результатам которого определены максимальная допустимая нагрузка и «узкие места» в структуре транспортной системы, и выработаны рекомендации по увеличению ее пропускной способности.
железнодорожный узел, транспортный поток, математическая модель, теория массового обслуживания, вычислительный эксперимент